Великая китайская стена – одно из древнейших сохранившихся до наших дней сооружений, которое по своей грандиозности и величию не имеет аналогов даже в современном мире. Она представляет собой цепь оборонительных сооружений, протянувшихся через Северный Китай от Ляодунского залива Жёлтого моря до песков пустыни Гоби. Длина китайской стены по прямой, от края до края составляет 2450 км, а если учитывать все изгибы и ответвления, то, по разным оценкам, получается от 6000 до 8850 км. Наиболее посещаемые туристами участки стены — Бадалин и Симатай — проходят в окрестностях Пекина. Это грандиозное фортификационное сооружение является самым узнаваемым символом Китая. Надпись, сделанная Мао Цзе-Дуном у входа на реконструированную часть памятника, гласит: «Если ты не побывал на Великой стене, ты — не настоящий китаец». В воображении китайцев извилистая каменная крепость своими очертаниями напоминает взлетающего дракона, что способствует превращению китайской стены в национальный символ.

ИСТОРИЯ

Строительство первых участков стены началось в III веке до н. э. в период Воюющих царств (475—221 гг. до н. э.) для защиты государства от походов тюрков — хунну. В строительстве участвовала пятая часть жившего тогда населения страны, то есть около миллиона человек. Стена должна была служить крайней северной линией возможной экспансии самих китайцев, она должна была предохранять подданных «Срединной империи» от перехода к полукочевому образу жизни, от слияния с варварами. Стена должна была чётко зафиксировать границы китайской цивилизации, способствовать консолидации единой империи, только что составленной из ряда завоёванных царств.

Вообще-то в китайской истории были три великие стены, либо, если сказать точнее, ее возведением, расширением, модернизацией, капремонтом занимались в три захода. Идея создать вокруг себя "мегастену" пришла китайцам уже где-то VII веке до нашей эры. Тогда ею стали окружать свои княжества отдельные правители для защиты от нападений недругов. Надо полагать, что эта затея глубоко запала в китайскую душу, раз ее потом с перерывами возводили вплоть до XVII века нашей эры. По подсчетам специалистов, в общей сложности ее строили около двух тысяч лет. Действительно, это даже не стройка века, а "стройка тысячелетий".

Если не брать в учет отдельные потуги мелких князьков, то первую Великую китайскую стену возвел известный "объединитель земли китайской" император Цинь Ши-Хуанди, который правил в III веке до нашей эры. Монарх жутко не любил конфуцианских ученых, поэтому на этой стройке трудились как раз сторонники той религиозно-философской доктрины, а также прочие личности, кто не особо пришелся по душе властям - всего набралось около полумиллиона человек, что при 20 миллионах общего населения составляет очень внушительную цифру. Тогда стена представляла собой сооружение в основном из земли - громадный земляной вал.

Вторая стена была построена в III веке уже нашей эры императорами династии Хань для защиты от гуннов, которые сильно беспокоили набегами, а заодно и первую стену постоянно пытались порушить. В эту строительную "вахту" китайские монархи продлили стену и укрепили ее камнем.

Третий - и последний - рывок в возведении огромного ограждения от кочевников предприняла династия Мин, которая была правила с 1368 по 1644 гг. н.э. Это был, пожалуй, самый активный и массовый период строительства. Ее строили не менее миллиона человек. Стену еще больше продлили, укрепили, где-то полностью снесли и на ее месте возвели новую гораздо более прочную. Именно в этот период она приобрела привычный современным туристам вид.

На этом стройка тысячелетий прекратилась, так как сменившая Минь манчжурская династия Цинь такое сооружение не жаловала. Да и вообще, Минь долгое время именно благодаря стене успешно отбивала атаки манчжуров, пока проход в заграждении не открыл предатель.

ПРИЧИНЫ СТРОИТЕЛЬСТВА

Три стороны Китая защищены природными преградами - на юге хребтом Гималайских гор, на востоке Тихим океаном, на западе Тибетским нагорьем. Северная граница государства оставалась открытой, чем и пользовались кочевники, совершая набеги на территорию Китая, изымая урожай и скот, а самих крестьян забирали с собой и превращали в рабов. Кочевники были хорошими наездниками, внезапно появлялись и так же внезапно исчезали. Расположенная вдоль территории северных границ, китайская армия состояла из пехотинцев, и поэтому была не в состоянии противостоять молниеносным набегам кочевников. После рассмотрения множества стратегий, китайцы решили, что строительство стены было бы самым логичным решением данной проблемы. Мощные стены со сторожевыми башнями и охраной должны были предотвратить вторжения кочевников на их быстрых лошадях. Это была отчаянная попытка построить защитное сооружение и раз и навсегда надежно защитить северные границы империи.

Китай не был единственным государством, строивший стены для защиты своих границ. Афины, Римская империя, Дания и Корея, все занимались подобным строительством в определенные периоды своей истории. Стена Адриана в Северной Англии, построенная для ограждения римлян от "варваров", имела длину 120 км. Все они строились с оборонительными целями, и Великая китайская стена не стала исключением. Но Великая китайская стена уникальна. Ни одно подобное сооружение в мире не может сравниться масштабами строительства.

В массовом сознании ее считают одним целым, на самом деле она состоит из многочисленных Стен, построенных правителями различных династий на протяжении 1800 лет.

СТЕНА НА КОСТЯХ

Невозможно подсчитать, сколько людей погибло, возводя Великую китайскую стену. Китайцы говорят: «Каждый камень в стене — это чья-то жизнь». На легендарной стройке трудилось около 1 млн. человек. Провинившихся рабочих казнили на месте, а их тела зарывали в основание земляного вала. Многими годами позже археологи не раз обнаруживали здесь человеческие останки. Возможно, леденящие душу находки породили легенду о том, будто бы придворный колдун предсказал Шихуанди, что Великая китайская стена будет закончена только тогда, когда под ней будут погребены 10000 жителей Поднебесной или погибнет один человек по имени Ван. Тогда император приказал найти мужчину с таким именем, убить его и замуровать в стене. Такая же участь постигла китайцев, умерших на стройке от истощения. Их хоронили в вертикальном положении под стеной. Существует поверье, что если приложить ухо к стене, то можно услышать жалобные стоны и плач людей, погибших на стройке.

СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ СТЕНЫ

Великая китайская стена уже давно утратила свою оборонительную функцию. Но значит ли это, что любой желающий имеет право разрушать ее и использовать камни для строительства? Так произошло со стеной Адриана, так по-прежнему происходит с Великой китайской стеной. Две тысячи лет войн и революций нанесли огромный урон самому известному символу китайской цивилизации.

Никто и не оспаривает, что это самая известная достопримечательность Китая. Но как для национального символа, Великая китайская стена находится в весьма плачевном состоянии. Стена пережила монгольские орды и песчаные бури, но самые большие разрушение произошли сравнительно недавно. Часть Стены стала объектом бомбардировок во время китайско-японской войны (1937-1945), другие части разобрали на кирпичи местные жители в 1950-х и 1960-х. Для Мао Цзэдуна, Великая китайская стена была не больше чем историческая реликвия, символ феодализма. Великий кормчий призывал массы "заставить прошлое служить настоящему". Крестьян призывали разрушать Стены, использовать утрамбованную, но плодородную землю на своих полях, а камни и кирпич в строительстве дорог и домов.

С началом экономических преобразований в 1980-х, многие чиновники посчитали, что деньги от туризма спасут Стену. Но туризм, как ни странно, также представляет угрозу для памятки древней цивилизации. Во время посещения Бадалина вы пройдете несколько километров, прежде чем найдете кирпич без нацарапанного имени или фразы. За последние десятилетия, росписи на Великой Китайской стене оставили куда больше отпечатков, чем атаки кочевых орд в предыдущие столетия. Предприниматели построили совсем рядом с древним монументом канатные дороги, сувенирные киоски, рестораны быстрого питания, развлекательные объекты, гостиницы, парковки.

В 1984 году по инициативе Дэн Сяопина стартовала программа реставрации Великой Китайской стены для приема туристов. Но историки и специалисты по охране памятников старины от таких реконструкций только разводят руками. Бадалин, например, наиболее посещаемая достопримечательность севернее Пекина, настолько примитивно восстановлен, что скорее напоминает аттракцион Динейленда, чем древнее сооружение. Создается впечатление, что Бадалин построили вчера, а не пять столетий назад, он не дышит историей.

В 2002 году Всемирный фонд памятников включил Великую китайскую стену в верхнюю часть списка из 100 древних памятников, находящихся под угрозой исчезновения. Китайские правительственные чиновники замечание учли, и в 2003 году Пекин принял первые законы по защите Великой стены. В настоящее время запрещается удалять кирпичи и камни, высекать на кирпичах имена или фразы, организовывать вечеринки, строить рядом дома. С огромным сожалением приходится констатировать, что около 50 процентов Великой китайской стены полностью исчезла, еще процентов 30 находится в плачевном состоянии, китайское правительство и международные организации борются за сохранение того, что осталось от этого уникального наследия.

БАДАЛИН

В 70 км от Пекина, Бадалин (Badaling) стал первой частью Великой китайской стены, открытой для туристов (1957 год). Бадалин получил наибольшее содействие со стороны государства как главная культурная достопримечательность Китая. В 1988 году он попал в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В июле 2007 года получила мировое признание еще раз: был включен в число Семи новых чудес света. Бадалин может похвастаться красивым панорамным видом, но недостатком служат огромные толпы посетителей. Посещение летом в выходные дни обязательно напомнит вам о том, что Китай самая большая по численности населения страна в мире.

Протяженность Бадалина составляет почти 5 км, средняя высота стен 8 метров, насчитывает 19 сторожевых башен, ширина в 5 метров позволяла десяти солдатам и пяти всадникам стоять в ряд.

Многие посетители жалуются на излишнюю коммерциализацию Бадалин. Здесь понастроили множество сувенирных магазинов, ресторанов и других приманок для туристов, в частности канатную дорогу, есть неплохой музей Великой китайской стены. Музей хранит фото галерею самых известных в мире личностей, приехавших сюда полюбоваться на этого искусственное чудо. 24 февраля 1972 года Бадалин посетил президент США Ричард Никсон во время своего исторического путешествия в Китай. 17 ноября 2009 года Бадалин посетил другой президент США Барак Обама (на фото).

Добираются сюда автобусным и железнодорожным экспрессом из Пекина, быстро и удобно.

МУТЯНЬЮ

В 80 км от Пекина, Мутянью (Mutianyu) стал вторым участком Великой китайской стены, открытым для посещения туристов после Бадалина (1986 год). Мутянью выглядит более привлекательно, чем Бадалин, с многочисленными сторожевыми башнями и красивой панорамой. Впервые построенный в середине шестого века, в 1569 году Мутянью восстановили и до сегодняшнего дня он очень хорошо сохранился.

Построенный в основном из гранита, Мутянью отличают уникальные характеристики по сравнению с другими секциями Великой Китайской стены:

• насчитывает 22 сторожевые башни на отрезке длиной всего 2,250 метров;

• И внешние и внутренние парапеты имеют отверстия, так что выстрелы могли вестись с обеих сторон – особенность, очень редко встречающаяся в других частях Великой китайской стены;

• В Мутянью есть 3 сторожевых башни, состоящих с одной большой башни в центре и двух меньших по обе стороны. Все три сторожевые башни соединены друг с другом внутренним проходом – очень редко встречающаяся особенность среди всех участков Стены.

Рядом с Мутянью расположена деревня с одноименным названием, возрожденная во многом благодаря развитию туризма и традиционному стеклянному промыслу. К услугам туристов канатная дорога, трасса спуска на тобогган.

Мутянью на 90 процентов окружен лесом, поэтому лучше всего его посетить в октябре, когда природа разукрашена осенними красками.

СИМАТАЙ

В 120 км от Пекина, Симатай (Simatai) является один из немногих участков, сохранивший оригинальные черты стены, построенной в период правления династии Мин. Стена длиной 5,4 км насчитывает 35 сторожевых башен. Для тех, кто хочет увидеть Великую китайскую стену в нетронутом современными реконструкциями состоянии, следует обязательно посетить Симатай. Часть Симатая реконструирована, а остальная часть продолжает оставаться в первоначальном состоянии.

Единственной проблемой Симатая служит его пересеченная местность, варьирующаяся от резких подъемов до крутых обрывов, поэтому надо быть физически выносливым человеком для перехода по этому участку Стены. Наградой служит один из лучших панорамных видов Великой китайской стены. Построенная канатная дорога может сэкономить полчаса пешком, а полный переход по этому участку может занять два часа.

Симатай отличают некоторые особенности, в частности “стены-препятствия”, использовавшиеся для защиты от врагов, уже взобравшихся на вершину Великой китайской стены.

 

 

ЦЗИНЬШАНЬЛИН

В 125 км от Пекина, Цзиньшаньлин (Jinshanling) является хорошо сохранившейся частью Великой китайской стены общей протяженностью 10,5 км. Построенный в период династии Цин, Цзиньшаньлин насчитывает 67 башен, самая известная из которых Большая башня Цзиньшань (на фото). Цзиньшаньлин служит отправной точкой 10 км перехода в Симатай. Поход занимает около четырех часов, часть Стены находится в плохом состоянии, но может быть пройдена без особых сложностей. Границей между двумя частями служит подвесной мост, чтобы его перейти необходимо приобрести еще один билет. Цзиньшаньлин также имеет "препятствие-стены", небольшие вертикальные каменные блоки на вершине Стены, ограждавшие защитников от поднявшихся на верх врагов.

ЦЗЮЙЮНГУАНЬ

Перевал Цзюйюнгуань (Juyongguan) расположен в 50 километрах от Пекина (не доезжая 10 км до Бадалина). Восстановленный династией Мин на руинах Стены 5-го века и повторно отреставрированный в 1985 году, Цзюйюнгуань является ближайшим участком Великой китайской стены от Пекина. Длина составляет 3 км, его можно преодолеть за два часа. Цзюйюнгуань входит в число трех самых известных перевалов Стены и занимал важное стратегическое значение для обороны Пекина.

ХУАНГХУА

Примерно в 70 км от Пекина находится Хуангхуа (Huanghua), 10 км участок Великой китайской стены, расположенный на склонах, прилегающих к водохранилищу. Это классический и хорошо сохранившийся образец оборонительного сооружения династии Мин, с высоким и широким валом, неповрежденными парапетами и мощными сторожевыми башнями. Стена здесь частично восстановлена, но по большей части она сохранила свою оригинальную структуру. Хуангхуа красивый, но немного опасный для ходьбы участок Стены. Летом природа украшена желтыми цветами, осенью земля устлана желтыми листьями. В отличии от Бадалина, туристы имеют возможность насладится тишиной и красотой оригинальной стены.

ГУБЭЙКОУ

Губэйкоу (Gubeikou) является одним из оригинальных, не испорченных реставрацией, участков Великой китайской стены. Находясь в полуразрушенном состоянии, Губэйкоу не восстанавливали вообще. Он полностью сохранил свой первоначальный вид, поэтому и привлекает к себе внимание туристов со всего мира, желающих оценить красоту древнего сооружения.

Губэйкоу занимал стратегически важное сположение в 100 километрах от Пекина. Здесь произошло много исторических сражений, не пощадивших большинство его сторожевых башен. Протяженностью более 40 километров, Губэйкоу насчитывает 157 сторожевых башен, 16 стратегических перевалов, три крепости и другие оборонительные сооружения. Многие из них являются известными культурными реликвиями. Наибольший интерес вызывает два участка Губэйкоу: Wohushan на западе и Panlongshan на востоке от реки Чаохе.Участок Panlongshan расположен практически на равнине, поэтому совершать переход по нему намного легче, нежели по холмистому Wohushan.

ЧЖАНЬКОУ

Чжанькоу (Jiankou) расположен в 73 км к северу от Пекина. Этот участок Великой китайской стены построили во время династии Мин в 1368 году. Чжанькоу больше всего славится своей фотогеничностью благодаря крутым горам и красивым пейзажам. Чжанькоу находится в довольно ветхом состоянии. Учитывая тот факт, что основная часть построена на скалах с крутыми обрывами, совершать восхождения довольно непросто для физически неподготовленных туристов. Особенно опасно путешествовать зимой, когда Чжанькоу выглядит особенно красиво под покровом белого снега. Подобно Хуангхуа, Чжанькоу популярный среди туристов, ищущих возможность пройтись по оригинальной, не испорченной никакими реставрациями участках Стены.

Форма входа
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031