Колизей – один из самых величественных амфитеатров, когда-либо построенных человеком.

Само слово «колизей» означает в переводе с латинского «огромный» или «громадный». Возможно, этот памятник архитектуры и истории получил своё имя из-за размеров. Но некоторые считают, что это название появилось ещё до возникновения самого сооружения. В самом начале нашей эры император Римской империи Нерон приказал своим подданным построить ему шикарный дворец. Это было поистине колоссальное сооружение, оно располагалось на склонах сразу трёх холмов и называлось «Золотой дом Нерона». Дворец занимал настолько большую территорию, что вызывал недоумение у жителей Рима. Среди роскошных садов, окружавших дворец, была установлена огромная бронзовая статуя, изображавшая Нерона. По высоте её можно сравнить с 12-этажным домом. По задумке полубезумного Нерона его статуя должна была стоять на берегу моря. И тогда у её ног вырыли огромный котлован и наполнили его солёной водой.

Сам «Золотой дом Нерона» представлял собой нечто удивительное. Снаружи он был украшен золотом, перламутром и драгоценными камнями. Потолки были обшиты тканью, украшенной слоновьей костью. В этой обшивке были сделаны отверстия для цветов, которые сыпали в комнаты по приказу императора. Также в отверстия проходили трубки, через которые по комнатам разбрызгивали благовония. Весь дворец был построен в космическом стиле, отражавшем и красоту окружающего мира и величие и бесконечность Вселенной.

Как известно, в 98 году Нерон покончил жизнь самоубийством, и на его место встал новый император – Веспасиан из династии Флавиев. Он разрушил дворец до основания, а статую расплавил. Искусственное море было осушено, а на его месте был заложен фундамент огромной арены, которую мы сейчас и называем Колизей. А тогда её называли «Амфитеатр Флавиев». С помощью этой постройки Веспасиан хотел показать жителям Рима, что он в отличие от Нерона заботится не столько о себе, сколько о своём народе.

О том, что когда-то здесь был водоём, говорили лишь каналы и шлюзы. Позже их использовали для зрелищных морских боёв, затапливая арену. Чтобы представить масштабы сооружения, нужно представить себе толпу в 60 тысяч человек. Все они поместились бы в Колизее. Некоторые исследователи говорят, что на строительство такого гигантского сооружения императора подвигли египетские пирамиды. Они настолько поразили его своим масштабом, что как и любой император, Веспасиан решил во что бы то ни стало построить что-то столь же великое на своей родине.

АРХИТЕКТУРА КОЛИЗЕЯ

Практически весь нижний этаж, состоит из восьмидесяти арочных входов-ячеек, предназначенных для быстрого входа и выхода большого количества зрителей (амфитеатр помещал 50 000 зрителей…). Восьмидесяти арочных входов логично дополняют восемьдесят сквозных окон второго и третьего этажа. Если построить больший, то зрители на задних рядах не смогут бы как следует рассмотреть происходящее. У них ведь не было театральных биноклей. Так что он велик ровно настолько чтобы всем было хорошо видно. Это крупный строительный проект даже по современным меркам. Девять лет тысячи рабочих возводили Колизей из девяноста тысяч тон известняка и почти трех тысяч тон железа, чтобы скрепить его. Внутренние и внешние стены построены из камня, но часть конструкции создана из самого современного на тот вида бетона.

Римляне не изобретали бетон, они позаимствовали его идею, как и многие другие у завоёванных народов, например этрусков которые смешивали известь, воду, песок и мелкие камушки, чтобы получить известковый раствор. Из него можно возводить дома, но лучше не стоит. Со временем он разрушается. Римские ученые справились с проблемой. Надо было добавить компонент, который укреплял бы бетон, компонент закаленный в жерле вулкана. Это пуццолана вулканический пепел со склонов Везувия южной Италии. Пуццолана это смесь кварца, алюминия и железной руды, спёкшихся в вулкане. Это аморфный, то есть бесформенный кварц.

Наука говорит, что его атомы слабо связаны с другом. Песок также состоит из кварца, но его атомы сильно связаны между собой в кристаллической решётке, что не дает ему вступить в реакцию с другими химическими элементами. Слабо связанные между собой атомы пуццоланы легче вступают в реакцию с основными частями бетона.

Добавление пуццоланы к известковому раствору связывает вмести молекулы кальция. Это чудо римской техники.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В КОЛИЗЕЕ

Последний гладиаторский бой прошел на арене Колизея приблизительно в 523 году, хотя подобного рода зрелища ранее уже неоднократно запрещались: мир становился христианским.

Каждый, кто хотел посетить представление, должен был быть членом одной из римских общин, за которой были зарезервированы места. Проходя в Римский Колизей, зрители предъявляли маленький кусочек мрамора с вырезанными на нем цифрами – тессеру. Цифры обозначали сектор, ряд и место. В дни представлений амфитеатр заполнялся публикой за 10-15 минут, благодаря 80 входам: для императора, сенаторов и весталок отводилось 4 северных, через оставшиеся 76 могли проследовать все остальные.

Внутри иерархия была еще более жесткой. Ярусы для зрителей были – в целях безопасности – огорожены от арены 5-метровой стеной, но первый ярус могли занимать только император, его приближенные, члены сената и жрицы Весты (2000 мест), на втором располагались римляне не ниже сословия всадников (12 000 мест).

С учетом того, что Колизей в Древнем Риме вмещал от 50 до 67 тысяч зрителей, остальной публике приходилось сидеть или стоять вплотную друг к другу во время всего представления. Пройти на свой ярус можно было по одной из 76 лестниц. После «шоу» расходились далеко не все, особенно если планировались многодневные торжества. Зрители приносили с собой еду и подстилки и ночевали под открытым небом.

В правление младшего брата Тита – Домициана – Колизей в Древнем Риме сменил подземные устройства, обеспечивающие быстрое заполнение арены водой для «морских боев» и стремительное ее осушение, на механизмы, буквально катапультирующие животных и людей на арену. Для того чтобы не прерывать представление на «смену декораций», от амфитеатра за его пределы были прорыты тоннели, ведущие в бараки, зверинцы и стойла. Колизей в Древнем Риме стал образцовым сооружением для всех провинций империи. По всей Европе и в Африке было построено порядка 250 подобных амфитеатров, часть из которых сохранилась.

СУДЬБА КОЛИЗЕЯ

Колизей вполне заслуженно считался символом римского величия. Философы говорили, что пока он стоит, будет стоять и Великая Империя. Еще в 264 году, во времена правления Деции, в амфитеатре праздновалось тысячелетие Рима. История свидетельствует, что в эту эпоху на арене было убито около 40 диких лошадей, более 30 слонов, 60 львов и множества других диких животных. В 405 году гладиаторские бои были запрещены императором Гонорием, и Колизей снял лавры самой великой арены мира.  

Ближе к концу XIII века римский амфитеатр превратили в каменоломню. При этом из него были построены 23 усадьбы для аристократических семей. В XIV-XV веках из разобранных частей Колизея итальянцы возвели 6 церквей, и в конце XV века из материала Колизея была построена канцелярия Папы Римского. В середине XVI века архитектурные элементы амфитеатра послужили основой для некоторых римских мостов. В 1744 году Колизей в честь раннехристианских мучеников был освещен, а в центре арены установили крест. 

В июле 2007 года амфитеатр был принят в список Новых чудес света. Сегодня он является самым известным историческим и архитектурным памятником Рима, ежегодно привлекая десятки тысяч туристов со всего мира. 

 

Форма входа
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930