Статуя Зевса в Олимпии – третье по значению Чудо света, история которого началась задолго до его создания – в 776 года до н.э. Тогда впервые в храм, который был построен в честь отца богов, прибыли участники очередных Олимпийских игр.

Зевс имел к Олимпии самое прямое отношение. Каждый житель тех мест отлично помнил, что именно здесь Зевс победил кровожадного Крона, родного своего отца, который в страхе, что сыновья отнимут у него власть, принялся их пожирать. Зевс спасся также, как спасались сказочные герои всех народов: всегда найдется добрая душа, которая пожалеет младенца. Вот и жена Крона, Рея, подсунула мужу вместо Зевса крупный камень, который тот и проглотил. Очевидно, Крон своих детей заглатывал целиком.

Когда Зевс подрос и победил отца, он вызволил на волю всех своих братьев и сестер. Аида, Афину, Посейдона…

Олимпийские игры, в частности, были учреждены в честь этого события и начинались жертвоприношениями Зевсу.

Представители Малой Азии, Сирии и Сицилии, Египта и, разумеется, Великой Эллады присутствовали на открытии величайшего в истории мероприятия. Первое святилище Зевса было построено в 150 км от Афин. Но с течением времени Игры обретали все больший политический вес, поэтому правители Греции решили выстроить новый Храм. 
 

ХРАМ ЗЕВСА

Строительство продолжалось свыше 15 лет, и в 456 году до н.э. мир увидел один из самых монументальных и прекрасных Домов Зевса. Проект разрабатывал известнейший античный архитектор – Лебон, творение которого обладало всеми признаками знаменитых греческих святилищ, но превосходило их размахом.

Здание Храма было установлено на высокой прямоугольной платформе. Крышу поддерживали 13 величественных колонн высотой около 10 м и диаметром не менее 2 м, а всего их насчитывалось целых 34. Храм был сложен из известняковых блоков, украшен мраморными раскрашенными фронтонами (на одном – изображение состязания между Пелопсом и Эномаем, на другом – битва лапифов с кентаврами) и метопами (изображение подвигов Геракла).

 

СТАТУЯ ЗЕВСА

Внутри находилась статуя Зевса высотой ок. 13 м, выполненная Фидием ок. 430 г. до н.э. У подножья скульптуры была высечена надпись: «Афинянин Фидий, сын Хармида, создал меня». Зевс восседал на роскошном троне, верхняя часть тела его была обнажена, нижняя задрапирована в плащ, на голове красовался венок из ветвей оливкового дерева, в одной руке он держал фигурку богини победы – Ники, во второй – жезл, увенчанный изображением орла, священной птицы Зевса. Скульптура была выполнена в хрисоэлефантинной технике (от греч. «хрисос» – золото, «элефантинон» – слоновая кость). К деревянной скульптуре крепились пластины из золота и слоновой кости: открытые части тела Зевса и Ники были сделаны из слоновой кости, одежда, венок – из золота. Трон был также сделан из золота и слоновой кости: спинка, подлокотники и подножие были украшены рельефами из слоновой кости и золотыми изображениями богов и богинь. Ноги Зевса были обуты в золотые сандалии и стояли на скамеечке, украшенной золотыми львами. В конструкции присутствовало около 200 кг золота, современный денежный эквивалент которого превышает 8 млн. долларов.

 

СУДЬБА СТАТУИ

Исторические источники утверждают, что во второй половине IV века н.э. Храм Зевса был закрыт римским императором Феодосием, который был христианином и с неприязнью относился к языческим верованиям греков.

Впоследствии византийские императоры перевезли со всеми предосторожностями статую в Константинополь. Хотя они и были христианами, рука на Зевса ни у кого не поднялась. Даже христианские фанатики, враги языческой красоты, не посмели разрушить статую. Византийские императоры на первых порах дозволяли себе ценить высокое искусство. Но, к глубокому удовлетворению христианских проповедников, бог покарал своего языческого соперника, наказав тем самым сошедших с праведного пути императоров. В V веке нашей эры дворец императора Феодосия II сгорел. Деревянный колосс стал добычей огня: лишь несколько обугленных костяных пластинок да блестки расплавленного золота остались от творения Фидия.

Так погибло и седьмое чудо света…

 

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ

Для того чтобы убедиться, что статуя существовала и была именно такой, как описывали современники, следовало отыскать хотя бы косвенные свидетельства ее создания.

Уже в наше время была сделана попытка найти мастерскую Фидия. Сооружение такой статуи требовало многих лет работы, и поэтому Фидию и его многочисленным помощникам необходимо было солидное помещение. Статуя Зевса — не мраморная глыба, которую можно оставить на зиму под открытым небом.

Внимание немецких археологов, проводивших раскопки в Олимпии, привлекли остатки античного здания, перестроенного в византийскую христианскую церковь. Обследовав здание, они убедились в том, что именно здесь располагалась мастерская — каменное сооружение, немногим уступавшее по размерам самому храму. В нем, в частности, нашли орудия труда скульпторов и ювелиров и остатки литейного «цеха». Но самые интересные находки сделаны по соседству с мастерской — в яме, куда в течение многих сотен лет мастера сбрасывали отходы и отбракованные детали статуй. Там удалось отыскать отлитые формы тоги Зевса, множество пластин слоновой кости, сколы полудрагоценных камней, бронзовые и железные гвозди — в общем, полное и бесспорное подтверждение тому, что именно в этой мастерской Фидий изготовил статую Зевса, причем именно такую, как рассказывали древние. И в довершение всех доказательств в груде отбросов археологи нашли и донышко кувшина, на котором были выцарапаны слова: «Принадлежу Фидию».

 

Форма входа
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031